Учителю для успешной работы с учеником необходимо знать его пробелы в знаниях и их причины, учитывать его интересы к предметам, взаимоотношение с классным коллективом и непосредственно с учителем.
Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся. Разделим их на две группы:
1) внутренние, субъективные, исходящие от самого ученика, и
2) внешние, объективные, не зависящие от ученика.
Одна из наиболее распространенных внутренних причин неуспеваемости - отставание в умственном развитии от своих сверстников.
К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. Чего скрывать: приходится работать с такими детьми в обычном классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.
Как же помочь таким детям?
Самый удобный способ проверки знаний таких учащихся - это карточки, перфокарты, тесты.
Хороший стимулятор в работе с такими учащимися - коллективный урок в сменяющихся парах.
Карточки взаимного контроля (по теоретическим и практическим вопросам).
Эффективна “цепочная” отработка практических навыков при изучении нового материала.
Суть ее в том, что решение новых примеров комментируется учениками по цепочке. При этом исправлять решение имеет право только учитель.
Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые ученики - невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала.
Одна из форм работы с учащимися в этом случае - подготовительные консультации перед изучением новой темы. Учитель знакомит ребят с темой следующего урока и повторяет с ними тот старый материал, который нужен для изучения этой темы. Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующее:
Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока.
Коллективный урок в сменяющихся парах: Цель - обойти как можно больше своих товарищей, а те в свою очередь дома готовят карточки с заданием.
Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения.
При проверке домашнего задания ошибки ребят не только подчеркиваются и исправляются учителем, но и письменно рецензируются им в тетради.
Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься.
Иногда нежелание учиться порождается трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.
Нотации, наказания, жалобы родителям лишь осложняют создавшееся положение.
Встречаются и такие учащиеся, для которых учение потеряло всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу.
Большое количество пропусков по болезни.
Такие ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Из-за стола учителя все дети кажутся здоровыми, если не обращать специального внимания на этот вопрос. Требуется деликатная работа с родителями, школьным врачом, наблюдение за вниманием учащихся, степенью их утомляемости, чтобы выявить детей с постоянными или временными серьезными заболеваниями. Учителю достаточно лишь представлять, в какой степени недуг ученика может влиять на учение. Такая информированность о здоровье детей помогает избежать многих нежелательных последствий, включая равнодушие к предмету и учению. Определенный процент текущей неуспеваемости дают случайные заболевания и травмы.
Во всех случаях учитель должен работать с заболевшим учеником по индивидуальному плану, оптимальному для него.
Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников. Их число колеблется в зависимости от возраста, достигая максимума в восьмом, девятом классе. Но опыт работы с такими детьми показывает, что если для них найти посильную и интересную работу как на уроке, так и вне его, то они исправляются. Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное и вне учебное время определяют успех борьбы с недисциплинированностью.
К числу субъективных причин неуспеваемости относят иногда встречающуюся личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю, сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождая неуспеваемость. Педагогический долг и жизненный опыт должны помочь учителю найти подход к таким детям. Иногда бывает достаточно обнаружить и исправить свой промах, чтобы вернуть к себе уважение. Очень важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши. Лишь искренность и понимание учителя в итоге породит искренность и взаимопонимание со стороны любого учащегося.
Рассмотрим объективные причины неуспеваемости.
Отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие, например, по математике или физике. Для таких учеников нужна индивидуальная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям. На начальном этапе такой работы некоторые вопросы программы для таких учащихся нужно облегчить, изменив уровень трудности заданий. Со временем у них появляется уверенность в своих знаниях, поскольку для них создается ситуация успеха. В результате многие учащиеся из этой категории хорошо усваивают, в конце концов, программу средней школы.
Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья. Хорошие результаты в предупреждении неуспеваемости по такой причине дает добрая, без назойливости забота об ученике на уроке, привлечение его к разнообразной внеклассной работе – создание таких условий, которые компенсировали бы недостатки семейного воспитания. Результат дает и непосредственная работа с родителями, подключение общественных организаций по месту работы родителей.
Неуспеваемость может быть связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями. А так как учебные программы предполагают систематическую работу дома, то возникают все предпосылки для отставания и неуспеваемости.
Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество – состояние неуспеваемости, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть “5-6”. Но “7-8” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают. Так мнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учебе, нежелание работать и, как следствие, новые “двойки”.
Понимая, какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие “двойки”, учитель должен находить другие способы оценки невыполненной учеником работы.
Таким образом, действия учителя в работе с неуспевающими сводятся к следующему:
К началу учебного года в личном журнале отразить сведения об учебных возможностях учеников. Эти сведения помогут держать вызывающих опасение учеников с первого же урока под контролем.
Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих.
Учить детей навыкам самостоятельной работы. Обучать родителей навыкам систематической помощи своему ребенку.
Создавать ситуации успеха отстающим школьникам.
Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.
Организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников.
Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.
Организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.
Индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей.
Работа с неуспевающими - составная часть борьбы за всесторонне развитого человека. И мы не можем подходить к этой работе формально.
Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости учащихся
1. Эффективность обучения определяется в конечном итоге характером отношения учащихся к учению, характером их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и общественную значимость учебной работы, понимают ли они крайнюю необходимость и важность для самого ученика и для общества активной, творческой, систематической и упорной работы.
Поэтому организация учебного процесса должна быть такой, чтобы каждому ученику была ясна личностная и общественная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы ученика.
2. Для того чтобы интенсифицировать учебную работу каждого ученика, недостаточно прямого воздействия учителя на ученика. Более эффективным средством является воздействие на него через ученический коллектив. А для этого нужно, чтобы ученическая группа была подлинным коллективом, референтным по отношению к каждому его члену. Поэтому учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при определяющем характере общей коллективной деятельности учащихся.
3. Для того чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения учащихся. Для этого, очевидно, необходимо привлечение самих учащихся к проведению текущего контроля и оценки в форме взаимо- и самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством учителя.
4. Важнейшим фактором повышения эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельности ученика в учебном процессе. Ученик должен быть не только объектом педагогических воздействий учителей, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Важным средством для этого является ролевое участие школьников в организации и проведении всего учебного процесса. Это означает, что в каждом классе организуется ученическое самоуправление, которое организует не только общественную жизнь класса, но и значительную часть учебной работы (текущий контроль, оценку и учет учебной работы учащихся, взаимопомощь в восполнение пробелов у отдельных учащихся, подготовку к урокам и т.д.)
5.Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть обще учебными умениями и навыками. Поэтому овладение обще учебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы учителей по каждому учебному предмету.
6. Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется характером их личностной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.
7. Эффективность обучения, характер отношения ученика к учебной работе зависят и от того, какова жизнь ученика в школе и классе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет в школу, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс.
Жизнь учащихся в школе, учебный процесс, уроки и внеклассные и внешкольные занятия и мероприятия должны быть так организованы, чтобы в них могли и хотели принимать активное участие псе школьники, чтобы они вызывали, формировали и развивали у каждого школьника его личностные интересы и склонности. Взаимоотношения между учителями и учащимися должны быть основаны на оптимистическом отношении учителя к каждому ученику: учитель должен верить в возможности и силы ученика. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого ученика и, опираясь на них, вместе с учеником бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой-либо области. Ученик, который в школе не достигает успеха, становится неудачником, чувствует себя таковым, и тем самым он обречен на неуспех в учебной работе.
Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, школа и учитель невсесильны, но их возможности велики и надо в максимальной степени использовать эти возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание ученика, его особенностей и качеств.