Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Профилактика суицида

Дата: 14 сентября в 11:11
Автор: Бароха Ж. В.

Рекомендации родителям

по профилактике суицидального поведения среди подростков

За последние годы суицид среди подростков возрос. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств.

Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих.

Причины суицидального поведения:

Причиной покушения на самоубийство может быть влияние интернет-сайтов о самоубийствах, влияние психоактивных чувство вины или страха и враждебности, депрессия, вызванная потерей объекта любви, и различные обиды.

КОГДА РЕБЕНКУ ОБИДНО

  • Обидно, когда все беды валят на тебя.
  • Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными.
  • Обидно, когда тебе не доверяют.
  • Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо.
  • Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие.
  • Обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу, в занятие,  от которого не отвяжешься.
  • Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое».
  • Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами.
  • Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться.
  • Обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили.

К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ОБИДЫ

Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:

  • К стремлению «уйти в себя».
  • К изолированности.
  • К отчуждению во взаимоотношениях.
  • К стремлению «выяснить отношения», что может перейти в конфликт.
  • К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах».
  • К еще большему перевесу эмоционального над рациональным.
  • К повышению нервно-психической напряженности.
  • К снижению активности.
  • К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценить поступающую информацию.

Признаки суицидального поведения

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.

Словесные признаки

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем

душевном состоянии. Он или она могут:

  1. Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я

не могу так дальше жить».

  1. Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого

проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».

  1. Много шутить на тему самоубийства.
  2. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела в порядок, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:

- в еде – есть слишком мало или слишком много;

- во сне – спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде – стать неряшливым;

- в школьных привычках – пропускать занятия;

- замкнуться от семьи и друзей и т.д.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного

друга, чувствует себя отверженным).

  1. Живет в нестабильном домашнем климате (серьезный кризис в семье –

в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);

  1. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или

эмоционального.

  1. Предпринимаемая раньше попытка суицида.
  2. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно

совершалось кем - то из друзей, знакомых или членов семьи.

  1. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод

родителей).

  1. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Рекомендации родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству

  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.
  6. Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:
  • что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным;
  • что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Как предотвратить трагедию?

При исследовании множества подростковых самоубийств – специалисты, занимающиеся данной проблемой, обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Как бы подросток не был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится несовместимой с жизнью, если он отвергнут в родной семье.

Поэтому постоянно помните: отношения с ребенком требуют определенных этических правил.

ПРАВИЛА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ

  • Не подозревать дурного.
  • Не высмеивать.
  • Не выслеживать.
  • Не выспрашивать.
  • Не подшучивать.
  • Не принуждать к ответственности.
  • Создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме.
  • Созидать навыки общения в доме по принципу открытости.
  • Давать право на собственный опыт.

КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ

  • Проявляйте тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывайте поддержку во всем.
  • Создавайте атмосферу эмоциональной привязанности в семье.
  • Проявляйте постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем.
  • Предпочитайте требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчужденности.
  • Снимайте авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим!
  • Умейте признавать свои ошибки в общении с детьми.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»
  • Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
  • Обеспечивайте  ребенку ощущение успеха. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.

ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

Настраивайте своих детей на удачу!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.