Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Как успешно подготовиться к экзаменам? Рекомендации подросткам и их родителям

Дата: 18 апреля 2017 в 14:00, Обновлено 23 мая в 21:54

Как успешно подготовиться к экзаменам?

Неумолимо приближается конец учебного года. А, следовательно, и экзамены - своеобразный момент истины для учащихся выпускных классов. Слово «экзамен» в переводе с латинского означает «испытание». Подчас действительно сложными ис­пытаниями становятся и выпускные экзамены в шко­ле, и вступительные испытания в то или иное учре­ждение образования.

И правда, как все-таки непросто ученикам, когда педагоги дают много заданий, когда родители пы­таются приобщить к домашним хлопотам да еще и нередко проявляют непонимание, корят за обыкно­венную усталость.

Однако положительная атмосфера внутри семьи вы­пускника является главным фактором успешной адап­тации к подготовке и сдаче экзаменов. В такой ситуации родителям, прежде всего, необходимо проявлять самоо­бладание, ответственность, силу духа и вместе с тем чут­кость, понимание. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к испытаниям.

Замечательно, если у семьи есть возможность опла­чивать занятия с репетиторами, но лишь этим помощь взрослых ни в коем случае не должна ограничиваться. Помощь родителей крайне важна, поскольку ребенку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая подготовленность к сдаче серьезных экзаменов.

Рекомендации подросткам и их родителям

  • Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следу­ет оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетра­ди, бумагу, карандаши и т.п.
  • Вместе обсудите вопрос относительной пользы шпаргалок. Подростку будет интересно знать мнение родителей на этот счет. При этом взрослым необходимо помочь ребенку понять, что воспользоваться шпаргал­кой имеет смысл только в крайнем случае. Если же ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В  любом случае поможет только та шпаргалка, что написа­на самостоятельно.
  • Вместе определите «золотые часы» подготовки. В зависимости от того, является подросток «совой» или «жаворонком», провести с максимальной пользой сле­дует утренние или, соответственно, вечерние часы. При этом есть общее правило: лучше всего информация вос­принимается с 7 до 12 часов и с 14 до 17-18 часов. Сложные темы лучше изучать в часы биологического подъема, xoрошо знакомые - в часы спада.
  • Обсудите методику подготовки к экзаменам. Не имеет смысла заучивать весь фактический материал, до­статочно определить ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схема­тические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал согласно плану. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над пись­менным столом, над кроватью и т.д.

Рекомендации родителям

  • Первый и самый важный совет - никакого давления на ребенка! Не демонстрируйте переживаний, трагедий, укоров. Покажите ребенку свою поддержку, постарайтесь спокойно рассказать о том, что успешная сдача экзаме­на - это билет в благополучное будущее.
  • Ни к чему вводить в доме режим «чрезвычайной ситуации». Хождение на цыпочках, разговоры шепотом; скорее помешают подготовке. «Не опекать, а поддерживать!» - эти слова должны стать вашим девизом.
  • Чтобы не нагнетать обстановку, начните с себя: успокойтесь! Детям всегда передается волнение родителей, если взрослый в ответственный момент может справить­ся со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может с ними не справиться.
  • Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему требуется сдавать, какие дисциплины и почему кажутся ему наиболее сложными. Эта инфор­мация поможет совместно составить план подготовки, который будет учитывать то, каким предметам следу­ет уделить больше времени, а что потребует лишь по­вторения.
  • Говорите ребенку о том, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Объясните, что даже при неудовлетворительном стече­нии обстоятельств вы не станете его меньше любить или хуже к нему относиться.
  • Контролируйте режим подготовки, объясните, что занятия обязательно должны чередоваться с отдыхом.
  • Разрешайте сыну или дочери готовиться к экзаме­нам вместе с одноклассниками. Однако поясните, что совместные занятия действительно должны быть про­дуктивными. Если вы заметили, что ребята собираются только для того, чтобы поговорить, нужно в мягкой фор­ме заметить, что такое времяпрепровождение не очень целесообразно.
  • Предложите помощь в распределении тем подготов­ки по дням.
  • Вместе побеседуйте о том, как результативнее ис­пользовать время для подготовки к экзамену. Здесь стоит упомянуть о методике 20/5: 20 минут работы чередуются с пятиминутным отдыхом. Данная методика эффектив­ного тайменеджмента всегда приносит хорошие результа­ты. Объясните, что отдыхать, не дожидаясь усталости, лучшее средство от переутомления.
  • Ознакомьтесь со списком вопросов к экзамену. Не стесняясь признайтесь сыну или дочери, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Попросите просветить вас в той или иной теме и задавайте вопросы. Чем больше ребенок сможет вам рассказать, тем лучше.
  • В выходной попробуйте организовать репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов задач по математике из соответствующего справочника. Старайтесь провести репетицию по всем правилам экзамена: освободите стол от лишних пред­метов; обеспечьте экзаменующегося бумагой, ручками, карандашами и т.д.; объявите о начале «экзамена» и за­секите время. Проследите, чтобы ребенка не отвлека­ли телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему не­уютно, тревожно, удалось ли сосредоточиться на зада­нии и не отвлекаться?
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния здоровья, связанное с переутомле­нием.
  • Обязательно объясните подростку, что никакая ак­тивная подготовка не заменит эффекта от здорового сна, что на экзамен важно идти не только подготовленным, но и отдохнувшим. В период подготовки к экзамену поста­райтесь максимально оградить ребенка от посторонних забот и активных нагрузок. Не забывайте также и о здо­ровом питании.
  • Нередко бывает, что из-за неуверенности в своих знаниях дети то и дело твердят, что «провалятся, не смо­гут выдержать экзамена». Постарайтесь вывести люби­мое чадо из этого состояния.
  • Повышайте его уверенность в себе. Чем больше сын или дочь боится неудачи, тем больше вероятность допу­стить ошибку.
  • Бесполезно донимать ребенка и заставлять его учить. Лучше вместе обсудите его будущее. Постарайтесь объяснить, что, как бы подросток ни планировал свою жизнь, аттестат всегда пригодится.
  • Учитывая индивидуальные психологические и фи­зиологические особенности вашего ребенка, подберите оптимальные разрешения ситуаций, которые могут воз­никнуть на экзамене. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморегуляции, ауторелаксации не составит большого труда. Постарайтесь сами научиться, а также научить свое чадо приемам расслабления и саморегуля­ции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодится на экзамене.
  • Поощряйте ребенка даже за небольшие успехи и по­ложительные результаты в учебе.
  • Когда ребенок собирается на экзамен, постарай­тесь настроить его на победу. Это на подсознательном уровне организует и заставит ребенка сконцентриро­вать все внутренние силы на решительный бросок - сдачу экзамена.
  • Не делайте трагедии из неудачного опыта, если та­ковой случится. На пути ведь могут встречаться и неуда­чи, но на этом жизнь не заканчивается. Поддержите ре­бенка, докажите, что по трудному пути самоопределения он идет не один. Это ощущение придаст ему уверенность в своих силах.
  • Даже если ребенок показал плохие результаты, воздержитесь от критики - ситуацию уже не изме­нить, а вот отношения в семье испортить можно. По­ставьте себя на место своего ребенка и подумайте, что бы вам хотелось услышать в подобной ситуации боль­ше всего.

И помните: главное - это снизить напряжение и тре­вожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Рекомендации подросткам

  • Составляя план на каждый день подготовки, не­обходимо четко и конкретно определить, какие именно темы и вопросы вы будете сегодня изучать.
  • Конечно, хорошо начинать с самого трудного, с того материала, который заведомо знаете хуже всего. Но быва­ет и так, что заниматься не хочется. В таком случае полез­но начать, наоборот, с того материала, который вам более всего знаком, интересен и приятен. Это поможет вам по­степенно войти в рабочий ритм.
  • По каждому вопросу нужно знать по крайней мере его основные понятия и положения.
  • Для хорошего усвоения материала желательно по­вторить его не менее четырех раз по следующей схеме:
  1. просмотр, общее ознакомление;
  2. выявление основных идей и взаимосвязи;
  3. повторение наиболее существенных фактов;
  4. составление плана вопроса (темы) и повторение по нему изученного материала.
  • Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу - любому, кто захо­чет слушать. Очень хорошо записывать ответ на дикто­фон, а потом слушать себя как бы со стороны.
  • В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.
  • Обязательно следует чередовать работу и отдых.
  • Выполняйте как можно больше различных опубли­кованных тестов по этому предмету. Эти тренировки оз­накомят вас с конструкциями тестовых заданий.
  • Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь. Наоборот, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале не только мешают подготовке, создавая постоян­ное напряжение и смятение в мыслях, но и позволяют вам ничего не делать или делать все спустя рукава.
  • Если в какой-либо момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы не сможете запомнить всего необходимого, отделите легкие или сравнительно легкие вопросы от тех, которые кажутся вам сложными. Этот совет поможет сосредото­читься на том, что еще важно выучить.

Накануне экзамена

Многие считают: для того чтобы полностью подгото­виться к экзамену, не хватает всего одной, последней пе­ред испытанием ночи. Это неправильно! Почему? Вы уже устали и так можете переутомиться. Наоборот, с вечера перестаньте готовиться, примите душ, прогуляйтесь. Обязательно необходимо выспаться, чтобы проснуться отдохнувшим, полным здоровья, сил и «боевого» настро­ения. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проверить себя, показать свои возможности и спо­собности.

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зерка­лом так, как будто отвечаете на экзамене.

Как нужно выглядеть на экзамене

Постарайтесь избежать чересчур ярких, кричащих цве­товых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, дабы не вызывать волну раздражения у людей, с которыми вам предстоит общаться во время экзамена. Выбирая одежду на экзамен, никогда не забывайте о необ­ходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

Как правильно вести себя на экзамене

  • Во время экзамена желательно не думать ни о чем, кроме самого экзамена. Мысли о том, что случится, если вы неудачно пройдете испытание, или мечты о том, как прекрасна будет жизнь после его успешной сдачи, лучше оставить на потом.
  • Получив задание, сосредоточьтесь. Не стремитесь мгновенно начинать писать ответ на вопрос. Как правила? время, которое предлагается для выполнения задания рассчитано на то, чтобы человек предварительно подумал. Лучше спокойно вспомнить все, что вы читали по данной теме, и затем приступить к выполнению задания.
  • Просмотрите все задания, чтобы увидеть, какого они типа, на какие вопросы вам предстоит ответить. Это поможет настроиться на работу.
  • Внимательно читайте вопросы до конца! Характерная ошибка многих экзаменующихся: не дочитав вопроса, уже первым его словам предполагать ответ и торопиться с ним.
  • Если вы не знаете ответа или не уверены в нем, пока пропустите вопрос и отметьте, чтобы потом к нему вернуться.
  • Если вы не смогли в течение отведенного на подготовке времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и предположить наиболее вероятный вариант.
  • Если сдаете экзамен по билетам, то, взяв билет, впадайте в панику. Начинайте готовиться с того вопрос,  который для вас легче.
  • Если вдруг вам попался вопрос, по которому вы мо жете сказать очень немного, начинайте записывать все, что когда-либо слышали по теме вопроса: из телепередач, фильмов, разговоров.
  • Готовясь к устному ответу, составьте примерную схему с интервалами, куда затем впишите детали. Не пишите подробный текст. Подготовьте план своего ответа.
  • Отвечая по билету, представьте, что объясняете материал доброжелательному человеку.
  • Во время устного ответа смотрите на экзаменатора. Примите удобную, но сдержанную позу. Нельзя суетиться, волноваться, бегать глазками. Не показывайте своих сомнений. Помните, экзаменаторам нравится уверенность, а не броская самоуверенность.
  • Необходимо учитывать личностные качества экзаменатора. Если он человек энергичный, то ваш медленный, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать. Если же экзаменатор - человек спокойный, уравновешенный, то вы рискуете вызвать у него несознательное неудовлетворение слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.
  • Не нужно бояться дополнительных вопросов. Если вы не готовы сразу ответить, можно сказать: «Позвольте пару минут подумать».
  • Не спешите отвечать или сдавать свою работу. Oтложите ее в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Подумайте, что бы вы хотели добавить к своему ответу.  Помните, что самые свежие мысли приходят после тоя как письмо запечатано. Если вам больше ничего не пришло в голову, то можете идти отвечать.

Помните, что вера в успех - это половина успеха! Удачи вам на экзаменах!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.