Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Памятки по профилактике суицида

Дата: 7 февраля в 11:25
Автор: Бароха Ж. В.

ПАМЯТКА

по выявлению возможной угрозы совершения суицида,

в процессе наблюдения за подростком

Пребывание в трудной жизненной ситуации:

  • ситуации, переживаемые как непереносимые, обидные, оскорбительные, угрожающие образу «Я» и унижающие чувство собственного достоинства;
  • разрыв отношений или смерть значимого человека;
  • конфликтные отношения в семье;                                                                          
  • отвержение  сверстниками, буллинг (травля), кибербуллинг, троллинг (провокация через интернет);
  • серьезные трудности в учебе при наличии высоких требований со стороны родителей, школы к итоговым результатам обучения;
  • нежелательная беременность, аборт, его последствия;
  • серьезная инфекционная болезнь, передающаяся половым путем;
  • серьезная физическая болезнь.

Педагоги могут наблюдать следующие изменения:

  • изменение внешнего вида;
  • самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности;
  • ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям;
  • частые прогулы (пропуски уроков);
  • резкие и необоснованные приступы агрессии;
  • рисунки на тему смерти на последних страницах школьных тетрадей, сочинения на темы одиночества,  утраты смыслов и подобные размышления на уроках гуманитарного цикла.

Сверстники могут наблюдать следующие изменения:

  • самоизоляция, прерывание дружбы;
  • резкие перепады настроения, не свойственные ранее, повышенная агрессивность;
  • самоповреждающие действия;
  • постоянно поднимаемая  тема смерти, самообвинения, интерес к способам самоубийства;
  • внезапное изменение внешнего вида;
  • утрата обычных интересов и т.п.

Родители могут наблюдать следующие изменения:

  • изменение настроения, питания, сна;
  • изменение отношения к своей внешности;
  • уход от контактов в семье, самоизоляция;
  • интерес к теме смерти (литература, переписка в Интернете, посещение тематических сайтов)
  • отсутствие мотивов к достижению чего-либо;
  • нежелание посещать кружки, школу (увеличение числа прогулов);
  • серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, головные боли и т.п.).

«ВЕРБАЛЬНЫЕ КЛЮЧИ»

 как маркеры суицидального поведения несовершеннолетних

  • «Ненавижу свою жизнь!»
  • «Они пожалеют о том, что сделали»
  • «Не могу больше этого вынести... Надоело... Сколько можно! Сыт по горло!!!»
  • «Просто жить не хочется... Пожил и хватит!»
  • «Никому я не нужен... Лучше умереть!»
  • «Это выше моих сил...»
  • «Ненавижу всех и все!!!!»
  • «Единственный выход - умереть!!!»
  • «Больше ты меня не увидишь»
  • «Если больше не увидимся, спасибо за все!!!»

  Что может сделать учитель,

чтобы не допустить попыток суицида

  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
  • Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач -  такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.

Оказание первой психологической помощи

в беседе с подростом

Если вы слышите…

Обязательно скажите…

Никогда

не говорите

1.

«Ненавижу учебу, класс…»

«Что происходит, из-за чего ты себя

 так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте…»

«Да ты просто лентяй!»

2.

«Все кажется таким безнадежным…»

«Иногда мы чувствуем себя подавленными.  Давай подумаем,

какие у тебя проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех,

кому еще хуже,

чем тебе»

3.

«Всем было бы лучше без меня…»

«Ты очень много значишь для всех.

И мне ты нужен.

Спасибо, что ты есть.

Меня беспокоит твое настроение.

Скажи, что происходит?»

«Не говори глупостей,

давай поговорим о чем-нибудь другом»

4.

«Вы не

понимаете меня…»

«Расскажи мне, как ты себя

 чувствуешь.  Я действительно

хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?!»

«Никому не нужны

чужие проблемы»

5.

«Я совершил

ужасный поступок…»

«Давай сядем и поговорим

 об этом»

«Что посеешь,

 то и пожнешь»

6.

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, мы подумаем,

как это сделать  по-другому»

«Если не получится, я буду знать, что ты  сделал все возможное»

«Если не получится –

значит,

ты недостаточно постарался»

МАРКЕРЫ

 для выявления признаков насилия над детьми

(для систематического наблюдения за детьми и выявления признаков насилия)

Общие признаки ребенка, подвергаемого насилию

  1. Внешний вид

  1. Бледное лицо, припухлые «заспанные» глаза, всклоченные волосы.
  2. Сонливый, вялый, постоянно усталый, замедленные движения.
  3. Имеет дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.).
  4. Отсутствует способность к самозащите. Часто становится жертвой для других более сильных детей (смеются, издеваются, троллят).
  5. В речи часто использует непристойные слова и выражения.

  1. Трудности социализации

  1. Не умеет выстраивать отношения со сверстниками и учителями, держится обособленно.
  2. Не обращается к сверстникам, если ему нужна помощь.
  3. Часто обижает, обзывает, дает неприличные клички детям.
  4. Использует вульгарные высказывания, клички, прозвища, рисунки.
  5. Формируется зависимость от гаджетов (много времени проводит с мобильным телефоном).

  1. Нарушения поведения

  1. Проявляет аутоагрессию, демонстративно причиняет вред самому себе, озвучивает угрозы суицида.
  2. Формы поведения соответствуют более младшему возрасту, любит играть и общаться с младшими детьми.
  3. Стремятся привлечь к себе внимание любым путём вплоть до вызывающего, эксцентричного поведения.
  4. Легко привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес.
  5. Совершал побег из дома.

  1. Эмоциональные проблемы

  1. Очень переменчив в настроении.
  2. Не способен выражать свои чувства (радость, огорчение и т.п.) и не понимает чувств других людей.
  3. Грустный, безразличный, редко смеётся.
  4. Испытывает страх при появлении незнакомых людей (может прятаться, отходить в сторону).
  5. Не решительный, предпочитает оставаться незамеченным.

V. Признаки физического насилия

  1. На теле ребенка часто видны синяки, ссадины, следы от ожогов и т.п. происхождение которых, ребенок затрудняется объяснить.
  2. Во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.
  3. Подвержен частым приступам гнева и немотивированной агрессии, легко ввязываться в драки, может выбрать ребенка слабее себя, чтобы издеваться над ним, ломает игрушки, портит вещи.
  4. Способен к издевательству над животными.
  5. Ребенок часто становится жертвой насилия и издевательств со стороны более сильных сверстников.

VI. Признаки сексуального насилия

  1. Внешние признаки задержки или раннего физического (полового) развития.
  2. Чувствителен к противоположному полу.
  3. Повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя.
  4. По отношению к другим детям ведет себя сексуализированно (трогает, прижимается, имитирует половой акт и т.п.).
  5. Всегда находится в состоянии «сверхбдительности» (постоянно готов к защите).

VII. Признаки психологического насилия

  1. Не уверенный в себе, нуждается в поддержке и помощи со стороны.
  2. Проявляет чрезмерную самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать. Часто употребляет в речи негативные выражения в свой адрес.
  3. Переживает, волнуется, когда получает отметку ниже, чем рассчитывал. Высказывается, что родители будут недовольны его результатами в учебе.
  4. Может заплакать, если не может справиться с заданием или испытывает другие трудности на пути к достижениям.
  5. Недоброжелательно высказывается в адрес своих родителей.

VIII. Признаки пренебрежения потребностями ребенка

  1. Ребенок не обеспечен одеждой в соответствии с погодой, школьными принадлежностями или другими необходимыми вещами.
  2. Родители не интересуются успеваемостью ребенка в школе.
  3. Ребенок приходит в школу с явными признаками заболевания (температура, насморк, сильный кашель).
  4. Часто пропускает школу без уважительных причин и объяснений.
  5. Неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности, угнетенный, несчастный.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.