Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Как помочь детям успешно подготовиться к экзаменам

Дата: 15 марта 2022 в 11:31

Неумолимо приближается конец учебного года. А, следовательно, и экзамены - своеобразный момент истины для учащихся выпускных классов. Слово «экзамен» в переводе с латинского означает «испытание». Подчас действительно сложными ис­пытаниями становятся и выпускные экзамены в шко­ле, и вступительные испытания в то или иное учре­ждение образования.

И, правда, как все-таки непросто ученикам, когда педагоги дают много заданий, когда родители пы­таются приобщить к домашним хлопотам, да еще и нередко проявляют непонимание, корят за обыкно­венную усталость.

Однако положительная атмосфера внутри семьи вы­пускника является главным фактором успешной адап­тации к подготовке и сдаче экзаменов. В такой ситуации родителям, прежде всего, необходимо проявлять самоо­бладание, ответственность, силу духа и вместе с тем чут­кость, понимание. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к испытаниям.

Замечательно, если у семьи есть возможность опла­чивать занятия с репетиторами, но лишь этим помощь взрослых, ни в коем случае не должна ограничиваться. Помощь родителей крайне важна, поскольку ребенку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая подготовленность к сдаче серьезных экзаменов.

Рекомендации подросткам и их родителям

  • Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следу­ет оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетра­ди, бумагу, карандаши и т.п.
  • Вместе обсудите вопрос относительной пользы шпаргалок. Подростку будет интересно знать мнение родителей на этот счет. При этом взрослым необходимо помочь ребенку понять, что воспользоваться шпаргал­кой имеет смысл только в крайнем случае. Если же ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В  любом случае поможет только та шпаргалка, что написа­на самостоятельно.
  • Вместе определите «золотые часы» подготовки. В зависимости от того, является подросток «совой» или «жаворонком», провести с максимальной пользой сле­дует утренние или, соответственно, вечерние часы. При этом есть общее правило: лучше всего информация вос­принимается с 7 до 12 часов и с 14 до 17-18 часов. Сложные темы лучше изучать в часы биологического подъема, xoрошо знакомые - в часы спада.
  • Обсудите методику подготовки к экзаменам. Не имеет смысла заучивать весь фактический материал, до­статочно определить ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схема­тические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал согласно плану. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над пись­менным столом, над кроватью и т.д.

Рекомендации родителям

  • Первый и самый важный совет - никакого давления на ребенка! Не демонстрируйте переживаний, трагедий, укоров. Покажите ребенку свою поддержку, постарайтесь спокойно рассказать о том, что успешная сдача экзаме­на - это билет в благополучное будущее.
  • Ни к чему вводить в доме режим «чрезвычайной ситуации». Хождение на цыпочках, разговоры шепотом; скорее помешают подготовке. «Не опекать, а поддерживать!» - эти слова должны стать вашим девизом.
  • Чтобы не нагнетать обстановку, начните с себя: успокойтесь! Детям всегда передается волнение родителей, если взрослый в ответственный момент может справить­ся со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может с ними не справиться.
  • Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему требуется сдавать, какие дисциплины и почему кажутся ему наиболее сложными. Эта инфор­мация поможет совместно составить план подготовки, который будет учитывать то, каким предметам следу­ет уделить больше времени, а что потребует лишь по­вторения.
  • Говорите ребенку о том, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Объясните, что даже при неудовлетворительном стече­нии обстоятельств вы не станете его меньше любить или хуже к нему относиться.
  • Контролируйте режим подготовки, объясните, что занятия обязательно должны чередоваться с отдыхом.
  • Разрешайте сыну или дочери готовиться к экзаме­нам вместе с одноклассниками. Однако поясните, что совместные занятия действительно должны быть про­дуктивными. Если вы заметили, что ребята собираются только для того, чтобы поговорить, нужно в мягкой фор­ме заметить, что такое времяпрепровождение не очень целесообразно.
  • Предложите помощь в распределении тем подготов­ки по дням.
  • Вместе побеседуйте о том, как результативнее ис­пользовать время для подготовки к экзамену. Здесь стоит упомянуть о методике 20/5: 20 минут работы чередуются с пятиминутным отдыхом. Данная методика эффектив­ного тайменеджмента всегда приносит хорошие результа­ты. Объясните, что отдыхать, не дожидаясь усталости, лучшее средство от переутомления.
  • Ознакомьтесь со списком вопросов к экзамену. Не стесняясь, признайтесь сыну или дочери, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Попросите просветить вас в той или иной теме и задавайте вопросы. Чем больше ребенок сможет вам рассказать, тем лучше.
  • В выходной попробуйте организовать репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов задач по математике из соответствующего справочника. Старайтесь провести репетицию по всем правилам экзамена: освободите стол от лишних пред­метов; обеспечьте экзаменующегося бумагой, ручками, карандашами и т.д.; объявите о начале «экзамена» и за­секите время. Проследите, чтобы ребенка не отвлека­ли телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему не­уютно, тревожно, удалось ли сосредоточиться на зада­нии и не отвлекаться?
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния здоровья, связанное с переутомле­нием.
  • Обязательно объясните подростку, что никакая ак­тивная подготовка не заменит эффекта от здорового сна, что на экзамен важно идти не только подготовленным, но и отдохнувшим. В период подготовки к экзамену поста­райтесь максимально оградить ребенка от посторонних забот и активных нагрузок. Не забывайте также и о здо­ровом питании.
  • Нередко бывает, что из-за неуверенности в своих знаниях дети то и дело твердят, что «провалятся, не смо­гут выдержать экзамена». Постарайтесь вывести люби­мое чадо из этого состояния.
  • Повышайте его уверенность в себе. Чем больше сын или дочь боится неудачи, тем больше вероятность допу­стить ошибку.
  • Бесполезно донимать ребенка и заставлять его учить. Лучше вместе обсудите его будущее. Постарайтесь объяснить, что, как бы подросток ни планировал свою жизнь, аттестат всегда пригодится.
  • Учитывая индивидуальные психологические и фи­зиологические особенности вашего ребенка, подберите оптимальные разрешения ситуаций, которые могут воз­никнуть на экзамене. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморегуляции, ауторелаксации не составит большого труда. Постарайтесь сами научиться, а также научить свое чадо приемам расслабления и саморегуля­ции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодится на экзамене.
  • Поощряйте ребенка даже за небольшие успехи и по­ложительные результаты в учебе.
  • Когда ребенок собирается на экзамен, постарай­тесь настроить его на победу. Это на подсознательном уровне организует и заставит ребенка сконцентриро­вать все внутренние силы на решительный бросок - сдачу экзамена.
  • Не делайте трагедии из неудачного опыта, если та­ковой случится. На пути ведь могут встречаться и неуда­чи, но на этом жизнь не заканчивается. Поддержите ре­бенка, докажите, что по трудному пути самоопределения он идет не один. Это ощущение придаст ему уверенность в своих силах.
  • Даже если ребенок показал плохие результаты, воздержитесь от критики - ситуацию уже не изме­нить, а вот отношения в семье испортить можно. По­ставьте себя на место своего ребенка и подумайте, что бы вам хотелось услышать в подобной ситуации боль­ше всего.

И помните: главное - это снизить напряжение и тре­вожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.