Неумолимо приближается конец учебного года. А, следовательно, и экзамены - своеобразный момент истины для учащихся выпускных классов. Слово «экзамен» в переводе с латинского означает «испытание». Подчас действительно сложными испытаниями становятся и выпускные экзамены в школе, и вступительные испытания в то или иное учреждение образования.
И, правда, как все-таки непросто ученикам, когда педагоги дают много заданий, когда родители пытаются приобщить к домашним хлопотам, да еще и нередко проявляют непонимание, корят за обыкновенную усталость.
Однако положительная атмосфера внутри семьи выпускника является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзаменов. В такой ситуации родителям, прежде всего, необходимо проявлять самообладание, ответственность, силу духа и вместе с тем чуткость, понимание. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к испытаниям.
Замечательно, если у семьи есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но лишь этим помощь взрослых, ни в коем случае не должна ограничиваться. Помощь родителей крайне важна, поскольку ребенку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая подготовленность к сдаче серьезных экзаменов.
Рекомендации подросткам и их родителям
- Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
- Вместе обсудите вопрос относительной пользы шпаргалок. Подростку будет интересно знать мнение родителей на этот счет. При этом взрослым необходимо помочь ребенку понять, что воспользоваться шпаргалкой имеет смысл только в крайнем случае. Если же ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае поможет только та шпаргалка, что написана самостоятельно.
- Вместе определите «золотые часы» подготовки. В зависимости от того, является подросток «совой» или «жаворонком», провести с максимальной пользой следует утренние или, соответственно, вечерние часы. При этом есть общее правило: лучше всего информация воспринимается с 7 до 12 часов и с 14 до 17-18 часов. Сложные темы лучше изучать в часы биологического подъема, xoрошо знакомые - в часы спада.
- Обсудите методику подготовки к экзаменам. Не имеет смысла заучивать весь фактический материал, достаточно определить ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал согласно плану. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.
Рекомендации родителям
- Первый и самый важный совет - никакого давления на ребенка! Не демонстрируйте переживаний, трагедий, укоров. Покажите ребенку свою поддержку, постарайтесь спокойно рассказать о том, что успешная сдача экзамена - это билет в благополучное будущее.
- Ни к чему вводить в доме режим «чрезвычайной ситуации». Хождение на цыпочках, разговоры шепотом; скорее помешают подготовке. «Не опекать, а поддерживать!» - эти слова должны стать вашим девизом.
- Чтобы не нагнетать обстановку, начните с себя: успокойтесь! Детям всегда передается волнение родителей, если взрослый в ответственный момент может справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может с ними не справиться.
- Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему требуется сдавать, какие дисциплины и почему кажутся ему наиболее сложными. Эта информация поможет совместно составить план подготовки, который будет учитывать то, каким предметам следует уделить больше времени, а что потребует лишь повторения.
- Говорите ребенку о том, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Объясните, что даже при неудовлетворительном стечении обстоятельств вы не станете его меньше любить или хуже к нему относиться.
- Контролируйте режим подготовки, объясните, что занятия обязательно должны чередоваться с отдыхом.
- Разрешайте сыну или дочери готовиться к экзаменам вместе с одноклассниками. Однако поясните, что совместные занятия действительно должны быть продуктивными. Если вы заметили, что ребята собираются только для того, чтобы поговорить, нужно в мягкой форме заметить, что такое времяпрепровождение не очень целесообразно.
- Предложите помощь в распределении тем подготовки по дням.
- Вместе побеседуйте о том, как результативнее использовать время для подготовки к экзамену. Здесь стоит упомянуть о методике 20/5: 20 минут работы чередуются с пятиминутным отдыхом. Данная методика эффективного тайменеджмента всегда приносит хорошие результаты. Объясните, что отдыхать, не дожидаясь усталости, лучшее средство от переутомления.
- Ознакомьтесь со списком вопросов к экзамену. Не стесняясь, признайтесь сыну или дочери, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Попросите просветить вас в той или иной теме и задавайте вопросы. Чем больше ребенок сможет вам рассказать, тем лучше.
- В выходной попробуйте организовать репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов задач по математике из соответствующего справочника. Старайтесь провести репетицию по всем правилам экзамена: освободите стол от лишних предметов; обеспечьте экзаменующегося бумагой, ручками, карандашами и т.д.; объявите о начале «экзамена» и засеките время. Проследите, чтобы ребенка не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему неуютно, тревожно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
- Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния здоровья, связанное с переутомлением.
- Обязательно объясните подростку, что никакая активная подготовка не заменит эффекта от здорового сна, что на экзамен важно идти не только подготовленным, но и отдохнувшим. В период подготовки к экзамену постарайтесь максимально оградить ребенка от посторонних забот и активных нагрузок. Не забывайте также и о здоровом питании.
- Нередко бывает, что из-за неуверенности в своих знаниях дети то и дело твердят, что «провалятся, не смогут выдержать экзамена». Постарайтесь вывести любимое чадо из этого состояния.
- Повышайте его уверенность в себе. Чем больше сын или дочь боится неудачи, тем больше вероятность допустить ошибку.
- Бесполезно донимать ребенка и заставлять его учить. Лучше вместе обсудите его будущее. Постарайтесь объяснить, что, как бы подросток ни планировал свою жизнь, аттестат всегда пригодится.
- Учитывая индивидуальные психологические и физиологические особенности вашего ребенка, подберите оптимальные разрешения ситуаций, которые могут возникнуть на экзамене. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморегуляции, ауторелаксации не составит большого труда. Постарайтесь сами научиться, а также научить свое чадо приемам расслабления и саморегуляции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодится на экзамене.
- Поощряйте ребенка даже за небольшие успехи и положительные результаты в учебе.
- Когда ребенок собирается на экзамен, постарайтесь настроить его на победу. Это на подсознательном уровне организует и заставит ребенка сконцентрировать все внутренние силы на решительный бросок - сдачу экзамена.
- Не делайте трагедии из неудачного опыта, если таковой случится. На пути ведь могут встречаться и неудачи, но на этом жизнь не заканчивается. Поддержите ребенка, докажите, что по трудному пути самоопределения он идет не один. Это ощущение придаст ему уверенность в своих силах.
- Даже если ребенок показал плохие результаты, воздержитесь от критики - ситуацию уже не изменить, а вот отношения в семье испортить можно. Поставьте себя на место своего ребенка и подумайте, что бы вам хотелось услышать в подобной ситуации больше всего.
И помните: главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.