Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Виды и формы насилия над детьми

Дата: 8 апреля 2021 в 10:48

Виды и формы насилия над детьми

Воспитание детей – самое сложное дело на свете. В каждой семье создана своя модель воспитания детей. К сожалению, в этой модели часто присутствует какой-либо вид насилия, который воспроизводится от родителей во вновь созданной семье и передается из поколения в поколение до тех пор, пока кто-то не остановит эту «эстафету зла». Очень часто взрослые даже не воспринимают «свою»  модель воспитания как насильственную. Это происходит по разным причинам. Одна из них – незнание других моделей воспитания, убеждение в том, «своя» модель отлично работает. Но в современном мире очень быстро меняются условия быта, культурные и социальные стереотипы и мифы и не все успевают это понять и принять. Родителям необходимо учиться воспитанию своих детей без насилия так, чтобы  строгость не стала жестокостью.

Воспитывать детей без насилия – это внимательно слушать ребенка, уважая его мнение, понимая его, разделяя интересы, помогая делать выбор и принимать решения.

Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья.  Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Проблема насилия стоит остро во всем мире – и то же время остается в тени, потому что не многие готовы о ней говорить открыто.

Насилие в отношении детей имеет различные формы и нередко встречается и в семьях, где внешне все хорошо и благополучно.

Что представляет собой домашнее насилие над детьми.

Насилие над ребенком – это любые действия или бездействие родителей либо других взрослых, в результате которых наносится вред физическому и психическому здоровью ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию, а также нарушаются права ребенка.

Насилие в семье по отношению к детям может проявляться в различных формах. Специалисты выделяют четыре основных вида насилия:

1. физическое;

2. психологическое (эмоциональное);

3. сексуальное;

4. неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка.

Стоит отметить, что обычно ребенок подвергается не одному виду насилия, а нескольким или даже всем сразу. Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно – оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Плохие отношения, непонимание между родителями и детьми часто порождает «цепочку» осложнений у современных детей и подростков, начиная от трудностей в школе и заканчивая личностными проблемами, которые иногда приводят ребенка к суициду.

 

1. Физическое насилиеэто нанесение ребенку различных травм и телесных повреждений, которые причиняют ущерб его здоровью, нарушают развитие или лишают жизни.

Формы насилия:

  • избиение, сотрясение, истязание, удары, пощечина, щипки,  подзатыльник;
  • прижигание горячими предметами, жидкостями, сигаретами;
  • укусы, удушение или утопление;
  • привлечение ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков и других отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание.

Последствия физического насилия для ребенка:

К ближайшим последствиям относятся характерные физические травмы и повреждения, а также изменения в эмоциональном состоянии ребенка:

  • страх;
  • депривация и суицидальное поведение (депривация – негативное психологическое состояние из-за длительного лишения человека чего-то необходимого и ценного для него, например, ребенок лишен родительской любви);
  • побег из дома.

К отдаленным последствиям физического насилия относятся различные заболевания, нарушения физического и психического развития, а также изменения в поведении. Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что у него возникнут задержка речевого развития и/или неврозы

  • агрессивность и жестокость к окружающим;
  • асоциальное поведение (такие дети часто становятся жертвами преступления и других видов насилия вне семьи);
  • трудности в общении (не способны справляться с проблемами, адекватно общаться и получать помощь от окружающих людей, у них низкая самооценка, они не уверены в себе, не способны завоевать авторитет в коллективе и часто попадают в асоциальную среду);
  • трудности в построении будущих семейных отношений (не могут уважительно общаться любить, проявлять заботу и быть хорошими родителями).

2. Психологическое (эмоциональное) насилие – это постоянное или периодическое выраженное словами или другими способами оскорбление ребенка, угрозы и унижения со стороны родителей, обвинения в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви и неприязни, постоянная ложь или искажение действительности. Физическое насилие, как правило, сопровождается психологическим (эмоциональным) насилием.

Формы насилия:

  • враждебное отношение, открытое непринятие, постоянная критика ребенку, угрозы в его адрес, (родители говорят ребенку о том, что от него нет никакого толку, постоянно оскорбляют, могут не разговаривать с ним в качестве наказания, подчеркивают отрицательные черты характера, никогда не обнимают и не целуют его) ребенок часто слышит от родителей: «От тебя одни неприятности!», «Ты ничего не можешь сделать как надо!», «Ты меня бесишь!», «Ты мне надоел!», «Лучше бы тебя не было!»;
  • унижение, оскорбления, использование обидных прозвищ, в том числе публичное;
  • высмеивание ребенка за проявление естественных эмо­ций (любви, горя, печали и т.п.);
  • превращение ребенка в «козла отпущения», постоян­ная критика в его адрес, частые наказания и т.п.;
  • непоследовательность (противоречивая реакция на поступки ребенка, родители реагируют на одно и то же поведение ребенка по-разному, в зависимости от своего настроения в данный момент);
  • ложь и невыполнение обещаний, данных ребенку (это касается самых мелких, «неважных» с точки зрения взрослого обещаний);
  • завышенные ожидания и требования, не соответствующие возможностям или возрасту ребенка, постановка перед ребенком сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение (родители часто от ребенка высоких достижений в учебе (спорте, музыке), не обращая внимания на низкие способности ребенка);
  • эмоциональная отгороженность (родители не хотят слушать ребенка, когда он рассказывает о своих успехах или проблемах, просят его не мешать и заняться своими делами);
  • неспособность или нежелание признать, что ребенок – это самостоятельная личность, имеющая право на свое собственное мнение и личное пространство. (родители читают переписку ребенка, прослушивают его телефонные разговоры, выбирают занятие для ребенка 9какой кружок посещать, с кем дружить, какие книги читать, какие фильмы смотреть), родители не прислушиваются к желаниям ребенка, от них часто можно услышать: «Я лучше знаю, что тебе нужно!»);
  • угрозы и запугивание (родители запугивают ребенка, рассказывают страшные истории, которые плохо заканчиваются, заставляют что-либо делать, угрожая бросить его или кому-то отдать, либо применить насилие по отношению к другим членам семьи или животным);
  • игнорирование — отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: (у ребенка нет эмоционального контакта с родителями, родители не обращают внимания на ребенка, не интересуются им, не выражают по отношению к нему нпривязанности, любви, заботы);
  • уничтожение личных вещей ребенка (родители в наказание за непослушание могут уничтожить ценные для ребенка вещи);
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его (например, ребенку не разрешают выходить во двор, играть со сверстниками);
  • запрет на встречи с одним из родителей после развода родителей (запрет на встречи с бабушкой или дедушкой или другими родственниками, к которым ребенок привязан).

Последствия психологического (эмоционального) насилия для ребенка:

  • низкая самооценка (ребенку внушили, что он плохой, бестолковый и заслуживает только плохого отношения);
  • эмоциональные проблемы (наступает задержка эмоционального развития ребенка: он не может выражать свои чувства (радость, огорчение и т.п.) и поэтому ему трудно понять чувства других людей);
  • проблемы в построении отношений (ребенок не испытывает доверия к людям, не понимает их чувств);
  • склонность ребенка стать жертвой для других видов насилия (у ребенка формируется зависимость от гаджетов и он склонен стать жертвой насилия в киберпространстве).

3. Сексуальное насилие или развращение вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им, в сексуальные отношения с целью получения взрослым сексуального удовлетворения или для достижения корыстных целей.

Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований до 80%). Достаточно распространенный вид сексуального насилия является инцест – сексуальное насилие над ребенком со стороны членов семьи (в том числе отца, отчима, дяди, дедушки, брата).

Формы насилия:

  • демонстрация взрослым человеком ребенку своих половых органов;
  • ласки и прикосновения к половым органам ребенка;
  • сексуальные игры и половой акт с ребенком;
  • демонстрация или просмотр с ребенком материалов порнографического содержания;
  • вовлечение ребенка в изготовление порнографических продукций;
  • вовлечение ребенка в занятие проституцией.

Последствия сексуального насилия для ребенка.

Ребенок, переживший сексуальное насилие думает, что:

  • если взрослые ласково обращаются с ним, то они хотят заняться сексом;
  • невозможно получить то, что хочешь, если не вести себя сексуально;
  • взрослые способны причинить боль, а родители могут не встать на защиту;
  • мир – это ужасное место, где твои чувства никто не принимает в расчет.

Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье. Последствия могут быть кратковременными и длительными:

  • депривация может выражаться в чувстве безнадежности и собственной ненужности, пессимистическом взгляде на жизнь, хронической тревоги, всевозможных страхах, постоянном чувстве стыда, которые могут привести к попытке суицида;
  • неадекватное сексуальное поведение и проблемы при сексуальных контактах;
  • посттравматическое стрессовое расстройство (периодически повторяющиеся ночные кошмары, навязчивые, не поддающиеся контролю «вспышки» воспоминаний, которые могут быть вызваны запахами, звуками, определенными событиями и пр.);
  • саморазрушающее поведение (жертвы сексуального насилия начинают злоупотреблять алкоголем или наркотиками, занимаются членовредительством, совершают попытки самоубийства);
  • состояние «сверхбдительности» или, наоборот, мнимой беспомощности перед возможной опасностью (жертвам насилия часто кажется, что они находятся в опасности или, наоборот, начинают вести себя пассивно и становятся еще более уязвимыми перед повторным насилием);
  • неспособность налаживать и поддерживать близкие отношения. Жертвам насилия часто кажется, что их предают близкие и уважаемые ими люди. Они часто не способны доверять ни себе, ни окружающим, чувствую себя ненужными и заранее уверены, что если они сблизятся, то их предадут и причинят им боль.

4. Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка – это отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается эмоциональное состояние ребенка и появляется угроза его здоровью или развитию.

 

Формы насилия:

  • недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
  • оставление малолетнего ребенка без присмотра.

Последствия неудовлетворения основных физических потребностей ребенка.

Если основные жизненные потребности ребенка не удовлетворяются, детство вместо радостного, беззаботного, полного любви и внимания взрослых периода превращается в тягостное  существование, когда ребенок страдает от холода, недоедания, болезней и одиночества. Недостаток внимания и заботы способен привести к задержке его физического и психического развития.

Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка, как правило, сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, чаще других страдают от сексуального насилия, поскольку благодарны любому взрослому, который проявил к ним внимание и продемонстрировал любовь. Этим часто пользуются педофилы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.