Воспитание без насилия.
Фразы, которые надо ЗАБЫТЬ НАВСЕГДА:
· Какой ты неуклюжий, тупой, противный!...
· Не путайся под ногами!
· И в кого ты такой уродился!
· Я возьму себе другого ребенка
· Я отдам тебя в детдом, чужому дяде или тете…
· Ты мне не нужен
· Ты мне надоел
· Ты меня замучил
· Достал!
· Уйди с моих глаз
· Чтобы я тебя не видел(а) и не слышал(а)!...
· Не мешай, отстань!
Воспитывая ребенка, вы должны заботиться о том, чтобы в своих поступках и отношениях с людьми у него были ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ, а это зависит не от того, КОГДА, КАК и ЗА ЧТО вы его НАКАЗАЛИ, а от того, КАКОЙ ОПЫТ он вынесет ИЗ ОТНОШЕНИЙ С ВАМИ.
Ребенка нельзя НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ наказывать:
· Когда он болеет;
· Перед сном и сразу после него;
· Во время еды (ребенок прямо «проглатывает» негативные сигналы, что может привести к развитию серьезных психических заболеваний);
· Во время работы и игры;
· Непосредственно после душевной или физической травмы;
· Когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;
· Когда вы сами находитесь в плохом настроении.
Вы совершаете БОЛЬШУЮ ОШИБКУ, если:
· Компенсируете на детях свои недостатки, желания и несбывшиеся мечты;
· Проецируете свои проблемы на детей;
· Допускаете расхождения между словами и делами, ребенок мучается, если обещали наказать, а не наказали;
· Непоследовательны в обращении с ребенком (обещали купить, а не купили);
· Если действия разных членов семьи по отношению к ребенку не согласованы между собой (один запрещает, другой разрешает);
· Не осознаете своеобразие личностного развития каждого своего ребенка;
· Не принимаете своего ребенка таким, каков он есть;
· Не согласуете свои требования и ожидания со способностями ребенка;
· Не проявляете гибкости;
· Неравномерно относитесь к ребенку в различные годы;
· Воспитываете ребенка «по учебнику, по правилам» без учета особенностей личности ребенка;
· Проявляете в адрес ребенка аффективные, чересчур возбужденные реакции;
· Избыточно тревожитесь за него, чрезмерно опекаете, паникуете;
· Проявляете доминантность, категоричность, чрезмерный контроль и репрессии по отношению к своему чаду;
· Проявляете недостаточную отзывчивость;
· Не доверяете опыту ребенка.
Воспитывайте правильно!
· Положительный пример взрослых. Ребенок имеет свойство подражать не всегда правильной и тактичной манере поведения и разговора взрослых. Ребенок не знает, как правильно. Поэтому, требуя от него приличного поведения, в первую очередь, задумайтесь о своем.
· Единство требований всех членов семьи. Чтобы ребенок признал справедливость предъявляемых ему требований необходимо согласие и взаимопонимание в методах воспитания всех членов семьи.
· Угрозы или обещания? Замените угрозу обещанием. Невыполнимые угрозы подрывают доверие ребенка к родителям. Не угрожайте выкинуть разбросанные игрушки.
· Не оскорбляйте ребенка! Дети верят в то, что говорят им родителям, оскорбляя, вы убеждаете ребенка, что он именно такой и не стремится исправиться.
· Заслуженно поощряйте свое чадо! Дети нуждаются в поощрении, в подтверждении того, что они хорошие и достойны родительской любви.
· Не переходите на крик! Общение на повышенных тонах – это шумовой фон для ребенка. Тихое, с интонацией, эмоционально окрашенное требование принесет больший результат!
Алгоритм влияния на ребенка.
· Обратите внимание на себя, и убедитесь в наличии КОНТАКТА.
· Обратите внимание на то, что у вас к ребенку просьба, и убедитесь, что он вас СЛЫШИТ.
· Изложите проблему, сформулируйте требование (лучше в форме просьбы) и убедитесь, что вашу просьбу ребенок ПОНЯЛ.
· Выслушайте его ответ и договоритесь до чего-то, что УСТРОИЛО БЫ ОБЕ СТОРОНЫ.
· Если нужно, решите вопрос с МОТИВАЦИЕЙ.
· Договоритесь о КОНТРОЛЕ – как вы узнаете, что просьба выполнена.
· Подтолкните к выполнению и ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОДКОРМИТЕ теплом или личным отношением.