Воспитание без насилия.
Фразы, которые надо ЗАБЫТЬ НАВСЕГДА:
- Какой ты неуклюжий, тупой, противный!...
- Не путайся под ногами!
- И в кого ты такой уродился!
- Я возьму себе другого ребенка
- Я отдам тебя в детдом, чужому дяде или тете…
- Ты мне не нужен
- Ты мне надоел
- Ты меня замучил
- Достал!
- Уйди с моих глаз
- Чтобы я тебя не видел(а) и не слышал(а)!...
- Не мешай, отстань!
Воспитывая ребенка, вы должны заботиться о том, чтобы в своих поступках и отношениях с людьми у него были ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ, а это зависит не от того, КОГДА, КАК и ЗА ЧТО вы его НАКАЗАЛИ, а от того, КАКОЙ ОПЫТ он вынесет ИЗ ОТНОШЕНИЙ С ВАМИ.
Ребенка нельзя НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ наказывать:
- Когда он болеет;
- Перед сном и сразу после него;
- Во время еды (ребенок прямо «проглатывает» негативные сигналы, что может привести к развитию серьезных психических заболеваний);
- Во время работы и игры;
- Непосредственно после душевной или физической травмы;
- Когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;
- Когда вы сами находитесь в плохом настроении.
Вы совершаете БОЛЬШУЮ ОШИБКУ, если:
- Компенсируете на детях свои недостатки, желания и несбывшиеся мечты;
- Проецируете свои проблемы на детей;
- Допускаете расхождения между словами и делами, ребенок мучается, если обещали наказать, а не наказали;
- Непоследовательны в обращении с ребенком (обещали купить, а не купили);
- Если действия разных членов семьи по отношению к ребенку не согласованы между собой (один запрещает, другой разрешает);
- Не осознаете своеобразие личностного развития каждого своего ребенка;
- Не принимаете своего ребенка таким, каков он есть;
- Не согласуете свои требования и ожидания со способностями ребенка;
- Не проявляете гибкости;
- Неравномерно относитесь к ребенку в различные годы;
- Воспитываете ребенка «по учебнику, по правилам» без учета особенностей личности ребенка;
- Проявляете в адрес ребенка аффективные, чересчур возбужденные реакции;
- Избыточно тревожитесь за него, чрезмерно опекаете, паникуете;
- Проявляете доминантность, категоричность, чрезмерный контроль и репрессии по отношению к своему чаду;
- Проявляете недостаточную отзывчивость;
- Не доверяете опыту ребенка.
Воспитывайте правильно!
- Положительный пример взрослых. Ребенок имеет свойство подражать не всегда правильной и тактичной манере поведения и разговора взрослых. Ребенок не знает, как правильно. Поэтому, требуя от него приличного поведения, в первую очередь, задумайтесь о своем.
- Единство требований всех членов семьи. Чтобы ребенок признал справедливость предъявляемых ему требований необходимо согласие и взаимопонимание в методах воспитания всех членов семьи.
- Угрозы или обещания? Замените угрозу обещанием. Невыполнимые угрозы подрывают доверие ребенка к родителям. Не угрожайте выкинуть разбросанные игрушки.
- Не оскорбляйте ребенка! Дети верят в то, что говорят им родителям, оскорбляя, вы убеждаете ребенка, что он именно такой и не стремится исправиться.
- Заслуженно поощряйте свое чадо! Дети нуждаются в поощрении, в подтверждении того, что они хорошие и достойны родительской любви.
- Не переходите на крик! Общение на повышенных тонах – это шумовой фон для ребенка. Тихое, с интонацией, эмоционально окрашенное требование принесет больший результат!
Алгоритм влияния на ребенка.
- Обратите внимание на себя, и убедитесь в наличии КОНТАКТА.
- Обратите внимание на то, что у вас к ребенку просьба, и убедитесь, что он вас СЛЫШИТ.
- Изложите проблему, сформулируйте требование (лучше в форме просьбы) и убедитесь, что вашу просьбу ребенок ПОНЯЛ.
- Выслушайте его ответ и договоритесь до чего-то, что УСТРОИЛО БЫ ОБЕ СТОРОНЫ.
- Если нужно, решите вопрос с МОТИВАЦИЕЙ.
- Договоритесь о КОНТРОЛЕ – как вы узнаете, что просьба выполнена.
- Подтолкните к выполнению и ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОДКОРМИТЕ теплом или личным отношением.